Для Великобритании время затишья, паузы перед
грядущими кардинальными изменениями; для Европы
время нарастающих беспокойств не только о финансовом положении одного из
ее членов, но и относительно жизнеспособности евро и политических
проблем. Последние дни были полны драматизма, в Греции и других слабых
странах-участницах Еврозоны разыгралась настоящая трагедия. К сожалению,
эта печальная сага еще не закончилась. Когда политики начинают говорить
о надежности экономик своих стран и недостойном поведении рынков,
значит пришло время бежать со всех ног. Распознать опасность сможет
любой, обладающий минимальным опытом работы на финансовых рынках.
Однажды потеряв веру в то, что долги будут выплачены в срок, придется
приложить немало усилий, чтобы ее вернуть. Эта утрата веры выходит
далеко за пределы самой Греции и с каждым днем распространяется все
дальше по южной части Европы. Но еще несколько дней назад у многих
оставалась надежда на то, что Греция выполнит свои долговые
обязательства. Показатели страны приводили в ужас самых стойких, но
хотелось верить, что при сильном политическом желании страна сможет
найти выход из сложившейся ситуации. Кроме того, другие страны Еврозоны
также заинтересованы в предотвращение дефолта, поэтому они сделают все,
чтобы ей помочь. Греции, возможно, придется покинуть Еврозону, хотя и
не раньше следующего кризиса, который случится через 7-10 лет. Но долги
будут выплачены.Однако чем больше я смотрю на показатели, тем больше
склоняюсь к мнению, что формальный дефолт неизбежен. На это есть две
причины. Во-первых, даже при благоприятном
прогнозе в течение следующих трех лет долг Греции достигнет
приблизительно 150% от ВВП. Предположим, что реальная ставка процента
(т.е. с учетом инфляции) составляет 5%. Получается, что каждый год для
обслуживания долга следует исключить 7.5% ВВП (сейчас эта цифра
составляет 5%). Предположим, доходы от налогов составляют 40% ВВП. Таким
образом, из года в год приблизительно от 15% до 20% налогов идет на
уплату процентов без какой либо перспективы налоговой скидки.
Безусловно, такая ситуация не может быть политически устойчивой. Причем
дело осложняется тем, что прогноз экономического роста Греции - худший
среди стран Еврозоны, как на этот, так и на следующий год.
Во-вторых, к дефолту может привести так называемый
фактор ошибки. Наступает срок погашения значительной части долговых
обязательств, которые должны быть рефинансированы в следующие месяцы.
Это произойдет до того, как Греция получит новую ссуду для
финансирования растущего бюджетного дефицита. В странах
"Средиземноморского клуба" (прим.: Испания, Португалия и Италия)
ситуация во многом обстоит аналогичным образом. Поэтому исключительно
высока вероятность того, что что-то пойдет не так. Большая часть
суверенного долга Еврозоны хранится за границей, и международные
инвесторы вряд ли четко разграничивают заемщиков. Причем дело здесь не
только в Греции. Если одна страна не погашает обязательства в срок, это
сказывается и на других странах.
Если такая
аргументация верна, что это значит? Невозможно предугадать в деталях, во
что может перерасти суверенный долговой кризис, равно как не возможно
было спрогнозировать в подробностях развитие банковского кризиса. Однако
следует отметить несколько общих моментов. Опыт прошлых долговых
кризисов свидетельствует о неизбежности его распространения. Даже более
надежные заемщики оказываются в одной лодке с самыми ненадежными. Сейчас
Португалия и Испания уже оказались на линии огня. У Италии проблемы
начнутся в следующие месяцы.Ситуация крайне тревожная. Практика
показывает, показатель отношения общего государственного долга к ВВП в
большинстве стран Еврозоны несколько выше, чем в других промышленно
развитых странах. Зачастую отношение частного долга к ВВП здесь ниже,
однако основным поводом для беспокойства здесь выступает страновой, а не
частный риск. В любом случае, частный риск в значительной мере несут
внутренние институты, в то время как страновой риск несут главным
образом иностранные институты.
Здесь возникает
следующий неизбежный, хотя и неприятный, вопрос: распространятся ли
опасения на Великобританию? Рынки будут в некоторой степени
снисходительны к новому правительству, однако о значительной поблажке
речи не идет. Под рынками понимается мировое экономическое сообщество.
Ключевой момент заключается в следующем: сокращение дефицита должно
внушать доверие. Вообще рынки обычно склонны к большему реализму.
"надежное сокращение дефицита" означает, что цифры должны быть
приемлемыми как в социальных, так и в экономических показателях. Никто
не заинтересован в беспорядочном сокращении расходов или снижении
конкурентоспособности экономики посредством слишком резкого урезания
расходов. Однако следует отметить еще один аспект. По мере того, как
страны - все страны - будут проводить фискальные меры, их будут
сравнивать друг с другом. Страны будут стремиться сократить бюджетные
дефициты до приемлемого уровня как можно быстрее. Любая страна, которая,
как считается, проводит некондиционную политику, рискует быть
принужденной изменить направление.
Суть в
том, что фискальная консолидация станет следующей глобальной игрой. Все
страны будут проводить консолидацию бюджета. Некоторые будут делать это
лучше других. Все будет тщательно изучаться. Здесь можно провести
параллель с монетарной консолидацией 80-90-х гг., когда все страны
пытались снизить уровень инфляции, используя различные монетарные
шаблоны для организации и определения ориентира при принятии мер. Те,
кто демонстрировал не слишком хорошие результаты, в том числе
Великобритания, получили наказание и были вынуждены занимать средства
под более высокие проценты. В конце концов, Великобритания получила
возможность выйти из этой трудной ситуации, когда британский фунт был
исключен из механизма регулирования валютных курсов, и страна смогла
провести девальвацию. Однако было оговорено, что этим правом не могут
воспользоваться страны-участницы Еврозоны.
И
все же, среди темных туч есть луч света - одним из побочных явлений этой
неутихающей бури может стать девальвация евро. В Capital Economics
прогнозируют именно такое развитие событий. Единая валюта уже несколько
ослабла, однако снижение еще на 20% значительно бы улучшило прогноз по
экспорту для всей Еврозоны. До экономического кризиса экспорт Еврозоны
точно следовал за курсом валюты. Теперь вполне вероятно, что резкое
падение евро приведет к стремительному росту экспорта в регионе.
Безусловно, это необходимо. Внутренний спрос останется слабым, а
безработица (которая в Испании сейчас составляет 20%) продолжит
держаться на высоком уровне. Фактически, единственный очевидный способ
уменьшить социальное напряжение - это стимулировать рост посредством
экспортного спроса. Но Германия не подписывалась на слабый евро, поэтому
политическое напряжение иного плана будет расти. Легких решений не
существует. На днях парламент Греции одобрил пакет жестких мер. Но
социальные крепления, связывающие Еврозону, очень ненадежны. Давление на
них будет расти. Поэтому довольно сложно вообразить себе счастливый
конец. |