Из-за опасений по поводу распространения проблем,
связанных с просроченной задолженностью Греции, по всему миру на
финансовых рынках воцарилась паника. Инвесторы с опаской следили за
другими странами, такими как Ирландия, Италия, Португалия и Испания и
гадали, постигнет ли их та же участь, что и Греческую Республику. Были
отмечены и зловещие признаки зарождающегося влияния кризиса на
финансовые системы стран, расположенных за пределами Европы.
Европейские банки являются держателями значительных объемов облигаций
европейских правительств. Объявление дефолта одним или несколькими
европейскими правительствами привело бы к огромным потерям среди
европейских банков. В худшем случае крах крупного европейского банка
может повлечь убытки в американских банках, что приведет к новому
кредитному кризису. Как наглядно показал кризис ипотечного
кредитования, охвативший США в 2007-2008 гг., проблемы в финансовой
системе одной крупной экономики могут быстро поразить всю мировую
финансовую систему. Осознание возможности еще
одного мирового финансового кризиса побудило лидеров Европейского союза
к действию. Недавно объявленный план предполагает более решительные
действия, чем ожидали инвесторы. В общем, план состоит из тех
элементов, первый из которых - средства для кредитования на сумму в 750
млрд. евро (почти 1 триллион долларов). При необходимости, отдельные
страны ЕС внесут вклад в размере 440 млрд. евро в виде двусторонних
кредитов, которые могут использоваться для финансирования правительств,
которым не удается справиться со своими долгами на частных финансовых
рынках. Европейская комиссия создаст фонд срочной помощи на сумму в 60
млрд. евро, а Международный валютный фонд пополнит эти средства для
кредитования на 250 млрд. евро. Второй элемент - действия мировых
центральных банков. Европейский центральный банк (ЕЦБ) заявил, что
будет "проводить интервенции на государственных и частных рынках ценных
бумаг Еврозоны с целью углубления и обеспечения ликвидности в плохо
работающих сегментах рынка". Из-за опасений по поводу возможных
правительственных дефолтов на европейских рынках облигаций резко
снизилась активность. С целью возвращения ликвидности на эти рынки ЕЦБ
будет покупать облигации, по крайней мере временно. Поскольку
постоянная покупка облигаций центральным банком может привести к
инфляции, ЕЦБ также объявил о принятии мер для обеззараживания
правительственных облигаций при их покупке "во избежание влияния на
состояние монетарной политики".
При этом
определенная роль отводится и ФРС. После пересыхания долларовых рынков в
результате краха Lehman Brothers ФРС заключила соглашения о свопах с
некоторыми крупными центральными банками с тем, что они могли обеспечить
долларовое финансирование соответствующих банковских систем. Из-за
отсутствия дальнейшей необходимости в их использовании соглашения о
свопах истекли в начале этого года. Однако соглашения о свопах между
ФРС, Европейским центральным банком, Банком Канады, Банком Англии и
Национальным банком Швейцарии были продлены до конца января 2011г. И
третье, правительства с большими долгами, включая Италию, Португалию и
Испанию, объявили о принятии дальнейших мер по установлению контроля над
дефицитами. В частности, каждая страна обязуется сократить в 2010 и
2011г. свой дефицит на 0.5% - больше, чем обещалось ранее. Недавно
Греческий парламент принял обременительный план строгой экономии,
который в последующие несколько лет обойдется примерно в 10% ВВП.
На наш взгляд, решительные ответные действия
европейских лидеров, скорее всего, положат конец кризису, по крайней
мере в настоящий момент. Мы бы сравнили сегодняшние меры с действиями,
предпринятыми американскими властями после краха Lehman Brothers.
Во-первых, Конгресс принял, а Президент Буш подписал закон о разработке
Программы помощи по проблемным активам (TARP), которая помогла
рекапитализировать крупнейшие финансовые институты США. Вслед за TARP
администрация Обамы подвергла основные банки страны "нагрузочным
испытаниям". Каждый финансовый институт считался прошедшим "нагрузочное
испытание", что позволило смягчить опасения по поводу возможной
национализации крупнейших банков. Комплексная финансовая поддержка,
обеспеченная американским правительством, и осознание того, что
национализации не будет, вселило в инвесторов уверенность в
необходимости возобновления покупок акций. Хотя сначала правительству
пришлось выделить на программу TARP 700 млрд. долларов, большинство
финансовых институтов, получивших правительственную помощь, смогли
привлечь новый акционерный капитал на частных рынках. По существу,
европейские лидеры создают нечто подобное TARP. Оказывая поддержку,
лидеры надеются убедить инвесторов продолжить финансировать
правительства, у которых возникли проблемы с ликвидностью. Пока еще не
потрачен ни один евроцент из 500 млрд. евро, выделенных для поддержки
европейскими лидерами, и они рассчитывают, что им так и не придется
делать это. Демонстрируя политическую солидарность со своими
европейскими собратьями, лидеры надеются, что инвесторы станут
финансировать правительства, зная о существовании поддержки. На самом
деле, первоначально рынок отреагировал на данный план положительно. К
примеру, доходность по двухлетним правительственным облигациям Греции,
достигшая 7 мая 18%, снова упала почти до 5%. Правительственные ценные
бумаги в Италии, Португалии и Испании также значительно выросли.
Несмотря на наш оптимизм по поводу успешной
реализации плана в ближайшее время, необходимо иметь в виду более
долгосрочные аспекты. Во-первых, европейским правительствам, возможно,
со временем придется выполнить обязательство по предоставлению
финансовых средств соседям, а для выплаты данных средств потребовалось
бы одобрение парламента. Утвердят ли парламенты двусторонние займы,
если они действительно понадобятся? Если парламент одной страны
отклонит требование правительства, начнут ли инвесторы беспокоиться
из-за возможного провала соглашения? Что произойдет, если Немецкий
конституционный суд отклонит соглашение на конституционных основаниях? В
случае возможной неудачи соглашения, доходность по правительственным
облигациям наверняка снова вырастет. Более того, у нас остаются
опасения по поводу долгосрочного экономического прогноза в Европе. Как
мы уже писали, некоторые европейские страны ожидает болезненное
экономическое будущее. В течение нескольких следующих лет финансовое
ужесточение будет препятствовать росту, а общая валюта, которую Греция,
Португалия и Испания делят со своими соседями по еврозоне, в которые
направлена основная масса их экспорта, может затруднить задолжавшим
странам путь к процветанию за счет экспорта. Медленный рост усложнит
правительствам задачу по латанию бюджетных дыр из-за вялого прироста
прибыли. Рано или поздно инвесторы могут забеспокоиться по поводу
возможной пассивности реформ и возможного отказа правительств от своих
обязательств по финансовой экономии. Кажется, удалось предотвратить еще
один финансовый кризис в стиле Lehman Brothers, по крайней мере в
данный момент. Однако у некоторых европейских стран, имеющих долги,
по-прежнему длинная дорога впереди. |